В 2024 году большинство случаев мошенничества были связаны с телефонными звонками от лиц, выдающих себя за сотрудников банка, государственных органов или операторов связи, как сообщил старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов. Злоумышленники также предлагали фиктивные возможности заработка на инвестициях и подработку в интернете.
По данным Чугунова, на такие схемы приходится до 80% всех случаев мошенничества. В 67% случаев звонки поступали через мобильную связь, а в июле и августе этот показатель достигал 89%. Ещё 33% звонков приходило через мессенджеры.
Мошенники используют различные уловки, чтобы получить доступ к личным данным и финансовым ресурсам своих жертв. Они могут попросить отправить СМС-код для подтверждения действий в интернете, установить вредоносное ПО на смартфон или перейти по фишинговой ссылке.
В результате этих действий мошенники получают доступ к личному кабинету клиента, могут оформить на него кредиты и вывести деньги со счетов. В случае с предложениями заработка на инвестициях они убеждают жертву вложить деньги, после чего исчезают.
По словам Чугунова, около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные и передавали их неизвестным людям, а также делились с ними своей личной информацией. Он рекомендовал всегда сохранять критическое мышление и не доверять незнакомым людям, особенно если они просят предоставить финансовые данные или совершить какие-либо действия в интернете.